Африканские сказки

Africa

Сказки народов Африки

Введение. Начало тропинки

Лесная куропатка вновь зовет зарю. Африканская сказка просыпается. Уходит с седьмого
неба многодетная луна. Плывут за луной ее сиятельные дети — рыбы-звезды. Гаснут
тысячи огней и на земле: затихает страна светлячков, не сверкают на рассвете угольки
лесных глаз.


Волшебный мир

Нехотя поднимает затекшую руку дедушка Солнечная Подмышка: свет и тепло
разливаются по бескрайней саванне.
В небе на разноцветных крыльях парит свинья. Выпрошенные у птиц крылья приклеены к
щетине воском. Обомлевшая от неизведанных впечатлений, свинья тихо похрюкивает.
На горизонте виднеются три горы, они подпирают первое небо. В одной горе — клад.
Местами с небес спускается паутина, висят веревки. По ним черепаха-почтальон
взбирается к небожителям.
Разбрелись по саванне пузатые баобабы. В одном из них устроился змей. До поры до
времени он дремлет, мирно посасывая свой хвост.
У второго баобаба расселись звери, опять надо царя выбирать: последний из них, макака,
не оправдал возложенных надежд — что же это за царь с черными, грязными ладошками?
Что люди скажут?
В ветвях третьего баобаба — гнездо. В нем живет прекрасная девушка, которую похитил
орел.
Посреди саванны — чудесное дерево — это древо жизни. Здесь отдыхают орлы, которые
доставляют на небо героев.
Вот поднялась пыль, послышался топот больших и маленьких лап: вихрем пронеслась за
зайцем толпа одураченных зверей. Сейчас беднягу поймают, и опять ему ломать голову —
как улизнуть?
От реки доносится шум — это хитрец паук заставил бегемота и слона состязаться в
перетягивании каната. Канат вот-вот порвется. Рыбы предусмотрительно отплывают от
опасного места: не ждать же им, когда на голову бегемот плюхнется.
На болоте уж-молодец занят увлекательным делом. Схватил лягушку, тут же ее выплюнул
и оживляет волшебной травой: «А ну-ка очнись! Вставай! Ты еще со мной поборешься!»
Запомните на всякий случай место, где волшебная трава растет.
Не всем так весело, как ужу. По всей Африке висят в нелепых позах застрявшие в
ловушках хищники. Вот доверчивый зверек освободил пантеру, вот уже пожалел об этом.
Тут же лесной судья появляется: «Покажи-ка, как ты в ловушку попала, я вас рассужу». Не
хочется пантере обратно лезть, да делать нечего — сказка!
А в муравейнике переполох. Замшелый дух лесной распекает оплошавших юнцов.
Вроде все они сделали как надо, пока снаряжали лазутчика в деревню к кузнецам. Загодя
выбрали самую красивую девушку, три месяца сооружали ей необыкновенную прическу
и выращивали для нее крылья — по семнадцать тысяч на каждое плечо. Столько же
разложили запасных крыльев вдоль всей дороги. Все вроде честь по чести, а дух лесной
недоволен: «Что вы наделали?! Надо было спереди тысячу семьсот косичек заплести, а
сзади — ровно тысячу. А у вас все наоборот!» Придется духам еще три месяца прическу
переделывать.
Из саванны доносится радостный вой — зайца наконец поймали, сейчас будут судить.
Вдруг звери затихли и тревожно подняли морды — над ними слышится бешеный цокот
копыт: капоти-капота, капоти-капота. Это мчится юноша на крылатом коне. За ним летит
четырехглазая старуха колдунья. Семь лет летят они друг за другом, а расстояние между
ними не сокращается. Вот колдунья опять вытянула костлявую руку, и снова герою
приходится бросать вниз что-нибудь волшебное. Шарахаются испуганные звери — то
река вдруг разлилась, то гора выросла, то огонь взметнулся к небу. Над старухой изредка
пролетает самолет, он попал сюда из нашей с вами жизни. Лев беззлобно сетует: «У людей
самолеты, машины… Как их одолеешь?» Жалобы льва вполне понятны — современная
техника прочно вошла в африканскую сказку: духи устраивают перестрелку, их тащат в
полицию; капитан корабля, узнав о несметных богатствах змея, шлет в его подводный
дворец пятерых водолазов. Все сокровища забрали водолазы, приходится змею корабль
топить.
В небе опять слышится свист летящего тела и жалобный визг: солнце растопило воск,
крылья у свиньи отклеились — и она шлепнулась рылом об землю (с тех пор у нее рыло
сплющено).
У зверей опять переполох. А где же заяц? Конечно, улизнул в суматохе…
Много есть способов попасть в этот интересный мир. Вот один из них. Собери в рюкзак
семь книг с волшебными африканскими сказками (не забудь прихватить и эту!) и читай
их в лесном шалаше семь дней подряд. На исходе седьмого дня вглядись внимательно в
пламя костра и ложись поудобней на устланную лапником постель. Прикрой глаза, и ты
окажешься в африканской стране светлячков — тех, что сами зажигают огонь.
На опушке леса стоит покосившаяся хижина, крытая пальмовыми листьями. В ней скоро
должен появиться на свет мальчик. Промой глаза водой из волшебной тыквы, и ты
увидишь начало тропинки. Вьющийся стебель тыквы, как чудесный клубочек, поведет
тебя по ней прямо к хижине. Мальчик просит маму родить его побыстрее — у него в сказке
много важных дел. Детство ему выпадет тяжелое — со злой мачехой да бессердечными
братьями. Правда, чем больше ему достается от мачехи, тем больше у него друзей. Из них
самые надежные — пес, кот и петух.
Пса зовут Верный, Быстрый или Сильный. Иногда пес может сплоховать: выронит в воде
заветное кольцо или позарится на подброшенную недругами сахарную косточку. Но в
беде он не бросит.
Кот держится поближе к очагу, к хозяйке. Он долго бродил по свету и искал достойного
хозяина: от льва к слону убежал, от слона — к охотнику. Но когда увидел, что охотник,
гроза слонов, отдает добычу женщине, смекнул: вот кто в мире самый главный!
Петух — боец хоть куда. Когда начинается война птиц и зверей, петух идет во главе
пернатого войска. Если надо, он может когтями и гору до основания срыть — одну из тех
трех, что небо держат.
Придет время, пес, кот и петух помогут мальчику. Когда мальчика посвятят в юноши,
появятся у него и другие помощники: браслеты да мешочки, колокольчики да ножички,
— одним словом, амулеты, оберегающие хозяина от разных напастей. Велика у амулетов
сила, хотя иногда и трусоваты они бывают. Перед тяжким испытанием появляется у них
вдруг срочное дело — в страну лягушек слетать или в селение попугаев.
В любом случае могучего противника побеждает юноша, а не амулет.
Много в сказочной лесной чаще всяких чудищ. У одного — сто пятьдесят два хвоста, у
другого — глаза на затылке. Бродит по сказке огромный кот, носит людоедке добычу, а у
людоедки-карлицы туман и молния в услужении.
Живет в лесу и другая старуха, все за нее делают волосы-змеи: и сироту поймают, и дров
в огонь подбросят, и котел на огонь поставят. А некоторые людоеды из сказочного леса не
то люди, не то птицы — не поймешь: оттолкнется людоед клювом и подпрыгивает, а клюв
у него длиннее, чем дорога от города до города. Водятся в сказочном лесу и духи, которых
от людей не отличишь, если, конечно, не заметишь, что под золотой пластиной они хвост
свой прячут.
Бродят по еле приметным сказочным лесным тропинкам и добрые старички да бабушки.
Их надо накормить, они всегда голодные. С радостью примут они от тебя последнюю
лепешку, хотя в их котомках — всякие волшебные горшки, в которых горы еды умещаются,
а заодно и толпы могучих воинов и искусных музыкантов с барабанами.
Барабаны звучат в сказке и ночью, и днем. Вот звонкие барабаны львов, их лихие
ритмы заманивают доверчивых девушек. Вот продирается через чащу огромный заяц-
барабанщик. А вот муравей. Стянул барабан у леопарда и тащит его в деревню, где
бог живет. Ночью в лесу шелестят, как сухие листья, далекие барабаны предков: ведут
непонятный нам разговор.
В сказочном мире все поют: звери и вещи, травы и реки. Эти песни давно отдалились от
мира людей и не всегда понятны для нас. Что ж, главное, сказочные герои их понимают.
Для героев песни и звучат.
Позволь сообщить тебе, читатель, заранее: юноша победит чудовище и в конце концов
женится. Жена у него будет такая красивая, что, когда она ночью войдет в деревню, люди
проснутся от яркого света и скажут друг другу: «С добрым утром!» Кстати, деревенские
невесты живут обыкновенно в верхних комнатах дворцов (иногда на 37-м этаже). У
молодых будет много скота и еды. Они будут счастливы, но… здесь сказке становится
скучно — ей неинтересно следить за благополучием героев, к которому она их так долго
вела. Сказка их бросает. «Мою сказку съела лягушка», — внезапно сообщит рассказчик у
ночного костра, а непрошеные гости — десятки облепивших костер лягушек — распахнут
пошире рты, благосклонно принимая очередную порцию мошек, опаливших в пламени
крылья.
И летят по Африке сказки от костра к костру, от народа к народу. За сказками вот уже
добрую сотню лет мчатся неутомимые охотники-собиратели: хорошая сказка — ценная
добыча. Ценная и редкая!
Тысячи лет разбредаются сказки по Африке: то плывут в узких лодках по желтым рекам,
то пробираются неведомыми тропами через темные леса, то бредут по раскаленной
саванне. Повсюду мелькают пестрые платьица сказок. Их когда-то сшила сказкам
мышь. «Мышь могла проникнуть всюду. Она бывала в домах богачей и бедняков, и ее
маленькие блестящие глазки были свидетелями многих тайных дел. И вот однажды мышь
решила сплести себе сказки из всего того, что повидала на своем веку. Каждую сказку она
одела в яркое платье — черное или белое, красное или синее. Своих детей у нее не было, и
сказки заменили ей их» — так начинается одна из африканских сказок о сказке. А кончается
тем, что глупый баран налетел на хижину мышки — и сказки разбежались по всей земле.
Платьица африканских сказок различаются не только цветом. Бушменские сказки,
например, одеты в немудреные переднички из звериных шкур. А красавицы сказки народа
йоруба облачились в роскошные одежды. Видно, шила их не полевая мышка, а городская,
которая жила в могущественном средневековом городе йоруба. Летят по Африке и сказки-
близнецы в похожих платьицах. Как определить, где родилась такая сказка — на берегах
Конго или Нигера, у озера Чад или в горах Нуба? А может, она вообще пришла в Африку
издалека, ведь здесь поселились и близнецы знакомых нам с детства европейских и
азиатских сказок.
Жила-была в Африке… Снегурочка. Точнее, ее сестрица-близнец. Только сделана она не
из снега, а из воска. И зовут ее подружки не по ягоды, а за листьями баобаба — из них соус
вкусный готовят. В русской сказке девочку прячет да кормит печка, а в африканской —
термитник. В русской сказке кузнец тоненький язычок волку выковал, а в сказке народа
камба дело вот как было.
Задумал злой дух грубый свой голос изменить, чтобы детей съесть, пришел к колдуну,
а тот духа наставляет: «Иди на тропу рыжих муравьев. Когда их увидишь, высунь язык
и положи его прямо на муравьиную тропу. Пусть они как следует его искусают. Держи
его так, пока он не опухнет. Потом дальше иди, пока черных муравьев не встретишь.
Дай и им искусать свой язык, чтобы он опух. Снова отправляйся в путь и иди, пока не
встретишь скорпионов. Пусть они тоже твой язык искусают. После этого возвращайся
домой, поболеешь месяц и выздоровеешь. Тогда-то ты и сможешь петь так же хорошо, как
тот охотник, что своих детей на баобабе спрятал».
Неотступно идут по следам сказки охотники из разных научных племен: из племени
фольклористов, из племени этнографов, из племени языковедов, из племени историков.
Еще недавно африканской сказке частенько удавалось скрыться — то на роге антилопы
умчится, то попросит своего друга паука сплести над ее следами паутину (недаром во
многих языках Африки «паутина» и «сказка» — одно и то же слово!). Увидит паутину
незадачливый собиратель и поверит, что сказка здесь давно пробежала. Махнет он рукой
и вернется в свой отель, где воздух попрохладнее. Но охотники за сказкой становятся все
искусней — редкая научная экспедиция возвращается домой без богатой добычи; тысячи и
тысячи замечательных африканских сказок бережно хранятся у собирателей.
В нашей книге собраны очень непохожие сказки очень непохожих народов, и, наверно,
каждый читатель сможет найти среди них свою. Может быть, это будет одна из «львиных»
сказок. Так в Восточной Африке называют сказки о четвероногих. Что ж, «пришла сказка
издалека, и коснулась она льва».
Промой глаза водой из волшебной тыквы (недаром ведь прорицателя называют «Тот,
кто промыл глаза»), и ты сможешь заглянуть прямо в «львиную» сказку. Язык зверей
можно запросто выучить в сказке народа бари «Змеиное слово». Правда, эта сказка учит
не столько говорить, сколько помалкивать. Надо сказать, что многие африканские звери
свободно владеют иностранными языками: в сказках загава птичка чирикает с сильным
арабским акцентом, а креольский волк с Сейшельских островов болтает почти по-
французски, это и не удивительно — ведь он в Африке иностранец.
Ну а если ты пока не в ладу с иностранными языками, слушай лесную музыку. Музыка не
знает языковых барьеров! Эту известную истину еще раз подтвердили лев и леопард из
сказки народа луба. Ходят они два дня с дудочкой по лесу, а дудочка поет:
Есть в лесу два смелых парня —
Лев и леопард!
А может быть, тебе больше понравится одна из охотничьих сказок — дремучих, как сам
тропический лес? Тогда на всякий случай влей миску львиных слез в молоко пантеры и
выпей его — сразу станешь сильней любого слона. После этого смело входи в охотничьи
сказки басаа и мандинка, каранга и нкундо. Только все-таки наверх иногда поглядывай:
сила силой, а если слон, которого охотник вчера в небо подкинул, на голову свалится, то и
молоко пантеры не поможет!
Каждая встреча в сказке — это испытание. Если ты, читатель, готов отправиться в этот
опасный мир, прими несколько практических советов.
Не подбирай чужих игрушек! Незнакомая кукла может вполне обернуться змеем, который
проглотит тебя вместе с домом.
Опасайся людей с гладкой кожей! Человек без племенных знаков на лице — оборотень!
Если дерево предложит тебе на выбор два манговых плода, бери не тот, что
кричит: «Возьми меня! Возьми меня!» — а тот, что кричит: «Не бери меня! Не бери меня!»
И вообще выбирай то, что попроще.
Перед путешествием почитай сборники загадок, тебе обязательно придется их отгадывать.
Немало загадок есть и в этой книге.
Если попадешь в лапы к людоеду, не отчаивайся. Сразу он тебя есть не будет, решит
откормить сперва. Вот тут действуй без ошибки. Ляжешь спать, положи под кровать
чурбан — его всегда можно будет подсунуть обжоре вместо себя. И когда соберешься
бежать от людоеда, выжди, пока он заснет глубоким сном: «Суи, суи, суи». Если же
людоед храпит так: «Хоу, аваба, хоу», то не спеши — сон его еще чуток. Если все-таки
людоед тебя догонит и схватит за ногу, не кричи «мама!» — это бесполезно, а спокойно
скажи, что это не нога, а корень. Людоеды обычно этому верят.
Если привалило богатство, щедро делись с теми, кто рядом, а то попадешь в беду.
Гуляя по незнакомым сказочным городам, не забывай, что «даже слон в чужом городе —
кролик».
К. И. Поздняков

Волк, у которого не было сердца

Заболел лев царь зверей. Болеет день, другой, третий. Стали его навещать звери,
приходили один за другим и желали скорейшего выздоровления. Побывали у
него и слон, и тигр, и лиса, и обезьянка, и гиена, и даже ежик пожаловал. Пришел,
поздоровался, поцеловал лапу хозяину леса, пожелал здоровья и долгой жизни. Да еще
полюбопытствовал, что его мучает. Поблагодарил лев ежа за внимание и говорит:
Голова у меня болит, будто раскалывается, все тело ломит, а к ногам точно гири
привязали.
— О наш повелитель, хворь твоя для меня яснее ясного, и могу я излечить тебя, царь
зверей!
Разволновался лев и стал расспрашивать ежа о снадобье, которое ему надлежит
принимать.
Еж еще раз внимательно поглядел на льва и сказал:
— Тебе непременно надо съесть сердце волка.
— Ну что это за снадобье! возмутился лев.- Я столько съел этих волков на своем веку, что
со счета сбился, а толку никакого все равно заболел.
— Что правда, то правда, волками ты полакомился всласть,- говорит ежик.- Но вот
отдельно волчье сердце ты никогда не пробовал. А ведь лучшего средства на всем свете не
сыщешь.
Посмотрел лев по сторонам и видит: вокруг него десятки разных зверей стоят, но волка ни
одного.
— Как же так, куда попрятались все волки Разболелся я совсем, вы же сами видите, так что
не до охоты мне.
— Нет ничего легче, я найду волка и приведу его прямо сюда,- сказал еж и низко
поклонился.
Лев поблагодарил ежа, и тот удалился, дав клятву, что выполнит обещанное. Бросился еж
волка искать. Искал, искал и в конце концов нашел. А все дело было в том, что сам ежик
давно мечтал отведать волчьего сердца, надеясь тем самым вернуть утраченные силы и
здоровье, ведь был он уже не молод. Но разве мог он, маленький, сам справиться с волком
Вот еж и придумал хитроумный план: привести волка на расправу к царю зверей.
Поздоровался еж с волком и говорит с укоризной:
— Что случилось с тобою, волк Ты так много охотишься и столько ешь, что просто зависть
берет. По-моему, зря ты хлопочешь, пора подумать о будущем!
Удивился волк таким речам и спросил, что еж имеет в виду.
— Разве ты не слышал,- прокричал еж, высоко задрав голову,- заболел лев, все звери
навещают его и желают ему здоровья. Один ты не являешься. Смотри, пройдет немного
времени, поправится лев и снова пойдет на охоту. Что тогда Само собой, тех, кто навещал
его во время болезни, он не тронет. Понимаешь теперь, о чем я толкую
— Твоя правда, брат еж, я и сам не раз думал об этом. Но что делать, ведь я так боюсь льва.
Рассмеялся еж и говорит:
— Ну и глуп же ты, даже не верится. Чего тебе его бояться Ведь болен он, серьезно болен,
и будет рад, если ты его проведаешь. И уж можешь быть уверен, он никогда не забудет
твоего доброго поступка, оценит твое внимание.
Согласился волк с ежом и решил не откладывая навестить льва. Стоило, однако, им
приблизиться к логову льва, где тот лежал и лениво почесывался, как еж во весь голос
закричал:
— Пришел волк, о царь лесов! Хочет справиться о твоем здоровье и желает тебе полного
выздоровления!
Однако волк долго не решался приблизиться ко льву, ему почудилось, будто в глазах
повелителя зверей мелькнуло коварство и алчность. А вдруг это ловушка Вдруг меня
хотят застигнуть врасплох подумал осторожный волк. Но, подбадриваемый ежом, он
отбросил сомнения и, собравшись с духом, подошел поближе. Лев даже усмехнулся от
радости: вот прямо перед ним стоит волк, протяни лапу схватишь! Бросился лев вперед,
пытаясь вцепиться в волка, но не тут-то было, тот оказался проворнее, выскользнул из лап
льва и был таков.
— О царь леса! гневно закричал еж.- Я выполнил свое обещание и привел волка, а ты
упустил его! Теперь попробуй его поймай.
Опечалился лев и поник головою. Но еж утешил его:
— Ладно, не горюй, так и быть, я приведу волка еще раз. Но будь наготове, не дай ему
снова скрыться.
И зашагал еж к лесу. Он решил непременно разыскать волка.
Все получилось так, как думал еж. Ему повезло.
— Почему ты разгневал льва спросил еж, когда наткнулся на волка.
— Разве ты не видел, что произошло, брат еж сказал волк.- Ты ведь помнишь: пришел
я с тобой навестить льва, хотел пожелать ему здоровья, а что он сделал Коварный лев
прыгнул на меня, чуть не растерзал.
— Нет, нет! закричал еж.- Это неправда! Ты слишком плохо думаешь обо льве. Он хотел
лишь обнять тебя. Разве мог владыка леса вместо благодарности наброситься на тебя К
нему приходили все звери, у него и в мыслях не было кого-нибудь обидеть. Он здоровался
с каждым и каждого обнимал, а тебе почему-то показалось, что он тебя растерзать хочет
Еж долго уговаривал волка, убеждал его снова пойти ко льву:
— Ведь ты помнишь, как лев удивился, когда увидел, что ты хочешь убежать от него. Гневу
же его не было предела, когда он узнал, что ты плохо о нем подумал.
Правдами и неправдами удалось ему убедить волка пойти ко льву еще раз.
Когда оба они оказались в логове льва, еж шепнул волку:
— Подойди поближе, разве ты не видишь, лев хочет обнять тебя.
Не успел волк сделать и шага, как лев хватил его по туловищу лапой, да так сильно,
что переломил пополам. Тут подбежал тихонько еж, быстро съел сердце волка и стал
прикидываться, будто чем-то озабочен, будто что-то ищет и найти не может.
— О повелитель, у этого волка нет сердца,- сказал он наконец.
Лев сердито отшвырнул ежа далеко в сторону и сам принялся искать сердце, но все
понапрасну.
— Вот уж никогда не думал, что бывают на свете волки, у которых нет сердца! воскликнул
лев и посмотрел на ежа.
— О повелитель, ты как всегда прав,- согласился еж.- Будь у этого волка сердце, вряд ли
согласился бы он прийти к тебе во второй раз.

Сказки ашанти

Ананси — старейший из живых существ

Однажды полевые и лесные звери поспорили, кто из них старше и
заслуживает большего уважения. Каждый из них твердил:
— Я старейший из живых существ!
Они спорили долго и горячо и наконец решили обратиться к судье.
Пошли звери к пауку Ананси.
— Ананси, мы никак не можем решить, кто из нас достоин
наибольшего уважения. Выслушай нас!
Ананси приказал своим детям принести ему скорлупу ореха, с
большим достоинством уселся на нее, словно вождь племени на резном
стуле, и стал слушать.
Первой начала цесарка:
— Клянусь, говорю истинную правду! Я старейшая из всех живых
существ. Когда я родилась, произошел великий лесной пожар. Никто
в мире, кроме меня, не потушил бы его! А я не побоялась пламени и
затоптала огонь. Я тогда сильно обожглась, и, как вы можете сами
убедиться, ноги у меня до сих пор красные.
Звери посмотрели на ноги цесарки и увидели, что они и в самом деле
красные. И тут все разом воскликнули:
— Да, да! Она старше всех нас! Потом заговорил попугаи:
— Клянусь, что говорю правду! Старейший из всех живых существ
— я. Когда я появился на свет, не было еще никаких инструментов
и орудий. Это я изготовил первый молот для кузнецов; я стучал по
железу клювом, потому-то у меня клюв и стал кривой.
Все посмотрели на клюв попугая.
— Да, да! Попугай и в самом деле старейший из нас!
Затем стал говорить слон:
— Клянусь, что говорю чистую правду! Я старше попугая и цесарки.
И вот почему. Когда я родился, бог неба дал мне длинный и очень
удобный нос. А когда он стал создавать других животных, материала
не хватило, и они получили совсем маленькие носы.
Звери внимательно осмотрели нос слона и воскликнули:
— Да, да! Слон на самом деле старейший из нас!
Вслед за слоном заговорил кролик:
— Клянусь, что говорю чистую правду! Я самый старший из вас. Когда
я появился на свет, не было еще ни дня, ни ночи — все было серым. Вот
и я с тех пор серый.
Все стали бить в ладоши и радостно кричать:
— Да, да, да! Разве не правда, что он самый старший?!
Последним заговорил дикобраз:
— Клянусь, что говорю правду! И вам всем придется признать, что
старейший на земле — я. Когда я родился, земля еще как следует не
была доделана. Она была мягкая, как масло, и ходить по ней было
нельзя. Я держался только благодаря моим иголкам.
Довод был убедительный, и все собравшиеся приветствовали
дикобраза громкими возгласами:
— Да, да, да! Может ли быть кто-нибудь старше его?!
После этого все примолкли и приготовились выслушать решение
Ананси.
Он сидел на скорлупе кокосового ореха, покачивал головой и
говорил:
— Если бы вы обратились ко мне раньше, вам не о чем было бы
спорить: ведь старейший из всех живых существ на земле — я. Когда я
родился, земли еще не было и вообще ничего не было, даже не на чем
было стоять. Когда умер мой отец, негде было его похоронить. Поэтому
мне пришлось похоронить его в своей голове.
Когда звери услышали это, они воскликнули:
— Да, да, да! Ананси старше всех. Разве можно в этом сомневаться?!

Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров

Однажды муха, бабочка и комар отправились вместе на охоту. В лесу
им попался паук Ананси.
— Мы тебя съедим! — сказали они и схватили паука.
Завязалась борьба. Но Ананси был сильнее, чем казался, и они
втроем не могли одолеть его.
Боролись они, боролись, наконец решили отдохнуть. И тогда Ананси
спросил:
— Почему вы напали на меня?
— Мы голодны, — отвечали муха, бабочка и комар. — Ты же знаешь, что
всем надо есть.
— Я ведь тоже хочу есть. Почему же я не могу съесть вас?
— Ты не так силен, чтобы одержать верх над нами, — сказали они.
— Но и вы не так сильны, чтобы справиться со мной, — возразил
Ананси. — Давайте заключим сделку. Пусть каждый из вас придумает
какую-нибудь историю. А если я вам не поверю, пожалуйста, ешьте
меня. Потом я тоже кое-что вам расскажу, но если вы скажете, что я
соврал, тогда я съем вас.
Все согласились. Первой начала бабочка:
— Прежде чем я появилась на свет, мой отец переселился на новую
землю. Но в этот самый день он садовым ножом поранил себе ногу
и не мог работать. Тогда я вскочила, расчистила землю от леса,
подготовила ее под посев, засеяла, прополола, собрала урожай и
сложила его в амбар. И когда через несколько дней я родилась, отец
мой был уже богачом.
Бабочка, муха и комар посмотрели на Ананси — они ожидали, что он
скажет: «Этого не может быть!» — и тогда они съедят его. Но Ананси
сказал:
— Какой правдивый рассказ! Все так и было.
Затем стал рассказывать комар:
— Когда мне было четыре года, я мирно сидел в лесу, на слоне,
которого только что убил. Настроение у меня было прекрасное, мне
захотелось поиграть. Тут я увидел, что по лесу крадется леопард.
Я погнался за ним и только хотел схватить его, как он обернулся
и разинул пасть, чтобы проглотить меня. Я быстро просунул руку
ему в глотку и схватил его изнутри за хвост, потом подтянул к себе
и вывернул наизнанку. А леопард только что съел овцу. И теперь
овца оказалась снаружи, а леопард был внутри. Овца вежливо
поблагодарила меня за услугу и принялась щипать траву.
Комар, муха и бабочка ждали, что Ананси скажет: «Это враки!» — и
тогда они съедят его. Но Ананси кивнул:
— О, это чистая правда! Чистая правда!
Теперь настала очередь мухи.
— Вот моя история. Однажды я отправилась в лес на охоту и напала
на след антилопы. Я прицелилась в нее из ружья, выстрелила,
забежала вперед, схватила антилопу, перевернула на бок, содрала с
нее шкуру и разрезала на четыре части. А в это время пуля, которой
я только что выстрелила из своего ружья, пролетала мимо. Я поймала
ее и снова зарядила ею ружье. Я подняла мясо на вершину дерева,
развела там на ветке костер, чтобы сварить его, и съела всю антилопу
целиком. А когда пришло время спускаться с дерева, я так наелась,
что живот у меня раздулся и мне тяжело было спуститься на землю.
Я побежала в деревню и достала там веревку. Потом взобралась на
дерево, обвязалась веревкой и стала осторожно спускаться.
Муха, бабочка и комар с нетерпением ждали, что Ананси
скажет: «Этого быть не может!»
А вместо этого он сказал:
— Это самый правдивый из всех рассказов на свете.
Теперь настала очередь Ананси.
— В прошлом году посадил я кокосовую пальму. И месяца не прошло,
как она выросла. А я был тогда очень голоден. Срезал я с пальмы три
ореха. Первый из них я вскрыл садовым ножом, и оттуда вылетела
муха. Вскрыл я второй орех, и оттуда вылетела бабочка. Вскрыл я
еще один орех, и вылетел оттуда комар. А ведь дерево, на котором
они выросли, посадил я, значит, муха, бабочка и комар принадлежат
мне. Я хотел было их съесть, но они разбежались. С тех пор я их
разыскиваю, чтобы съесть. И вот я нашел вас: моя муха, мой комар и
моя бабочка!
Муха, комар и бабочка молчали.
— Может быть, вы хотите что-нибудь сказать? — спросил паук.
Им и хотелось бы сказать так, как говорил Ананси: «Все это правда!
Чистая правда!» — но как же скажешь? Ананси вмиг съест их!
Не могли они сказать и что он соврал, потому что тогда спор был бы
проигран и Ананси все равно съел бы их.
Они не могли сказать, что это правда, и не отваживались сказать,
что это ложь. Поэтому муха, бабочка и комар бросились наутек.
И вот даже теперь, всякий раз, когда паук Ананси поймает муху,
бабочку и комара, он их съедает, потому что он их перехитрил и сумел
соврать лучше.

Контакты

Запись и дополнительная информация по телефону:
+7 (916) 381-02-82

+7 (905) 709-32-40

Мы на карте

О Нас

Наш клуб ждёт всех и каждого к себе в гости!

Добавляйте нас:

VK.COM